Как жителям оккупированного Мелитополя оформить украинские документы — инструкция
08 августа 2023, 15:06 | Просмотров:
Проблема с документами — одна из самых распространенных, с которыми столкнулись жители Мелитополя после оккупации города.
Государство Украина не признает никаких документов, которые выдают оккупанты на временно захваченных территориях.
Но за последние восемь лет, с момента аннексии Крыма и оккупации Донбасса, был разработан механизм легализации граждан, которые по разным причинам не желали покидать оккупированные территории.
С началом полномасштабного вторжения к таким случаям, когда человек сам выбирал путь, как ему действовать и где оставаться, добавились тысячи случаев, когда украинцы вообще потеряли возможность влиять на ситуацию.
Например, из оккупированного Мелитополя люди не могут выехать по разным причинам. Это и отсутствие средств, и пожилые родственники, и состояние здоровья.
Жизнь не стоит на месте и мелитопольцы все чаще сталкиваются с отсутствием возможности получить необходимые им украинские документы.
«На сегодня единственный законный способ получить украинские документы о смерти, рождении, бракосочетании или разводе, — это суд», — объясняет юрист общественной организации «Донбасс SOS» Наталья Юрлова.
Организация занимается помощью украинцам с легализацией документов с 2014 года и отслеживает, как меняется законодательная база в решении многих проблем вынужденных переселенцев.
«То, что государство не контролирует определенные территории, не означает, что определенные факты там не происходят. То есть люди продолжают рождаться, жениться и умирать. И сейчас вопрос, как подтвердить документ, полученный на оккупированной территории, возникает все чаще. Но пока что это не просто. Даже просто внести в реестр данные, что человек родился, или умер, возможно только через обращение в суд», — объясняет юрист.
Какие документы нужны, чтобы обратиться в суд по установлению факта рождения
- Заявление об установлении факта рождения;
- Копии доказательств, подтверждающих факт рождения (медицинские справки и / или свидетельство о рождении ребенка, выданное так называемыми органами на временно оккупированных территориях);
- Копии паспорта и регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика заявителя;
- Копии паспорта/паспортов родителей;
- Копия свидетельства о браке (при наличии);
- Копии документов, которые подтверждают родственные связи заявителя с ребенком (если отцовство заявителя не указано в бумагах, выданных незаконными органами);
- Другие доказательства факта рождения при наличии (фото, объяснения свидетелей).
Какие документы необходимы, чтобы обратиться в суд по установлению факта смерти
- Заявление об установлении факта смерти;
- Копии доказательств, подтверждающих факт смерти (медицинские справки и / или свидетельство о смерти, выданное незаконными органами);
- Копии паспорта и регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика заявителя;
- Копии документов, подтверждающих родственные связи заявителя с умершим (если заявление подается членами семьи), или копии документов, подтверждающих то, что установление факта смерти лица влияет на их права, обязанности или законные интересы, например копия завещания;
- Другие доказательства факта смерти (фото, объяснения свидетелей и др.).
Порядок действий, независимо от того, какой именно документ вам надо получить, одинаковый:
- Шаг первый: готовите заявление в суд и собираете необходимые документы
- Шаг второй: ждете решения суда.
- Шаг третий: забираете решение суда и обращаетесь в отдел регистрации актов гражданского состояния — того, который вы указали в судебном заявлении, и получаете там документ.
Что важно знать
Верховная Рада отменила необходимость истцам платить судебный сбор при рассмотрении дел о восстановлении документов.
Все эти дела должны рассматриваться судами безотлагательно, по упрощенной процедуре.